Главная

Люди стояли лицом к стене как будто на расстреле

#БезПраваНаРасправу

Мультимедийный проект #БезПраваНаРасправу является частью деятельности Правозащитного центра “Весна” по выявлению случаев пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания со стороны органов власти и других государственных структур.

К сожалению, немногие из подобных жертв решаются добиваться наказания для своих обидчиков или хотя бы придать огласку таким инцидентом. В результате, милиционеры остаются безнаказанными, люди - незащищенными от милицейского насилия, а статистика МВД о должностных преступлениях - сильно искаженной. Проект #БезПраваНаРасправу призван сломать стену молчания, страха и беззакония и показать,что пыткам и жестоким видам обращения можно и нужно противостоять.

Прогулка в парке, «общение» с ОМОНом и… эпилепсия на всю жизнь

25 марта 2017 года несовершеннолетнюю жительницу поселка Чисть Яну Яцынович вместе с подругой Дашей задержали сотрудники ОМОН, когда они вышли из столичного парка Челюскинцев на проспект Независимости. В тот день в Минске проходил традиционный День Воли.

Девушку, схватив за волосы, с применением грубой физической силы затащили в зелёной автобус, где один их правоохранителей нанёс ей несколько сильных ударов в область затылка.

Через неделю у Яны начались проблемы со здоровьем: тошнота, рвота, частые приступы эпилепсии. В течении года она проходила обследования, периодически находилась на излечении в различных учреждениях здравоохранения.

Родители Яны обратились с заявлением о причинении телесных повреждений сотрудниками органов внутренних дел в Первомайский районный отдел Следственного комитета, требуя найти и наказать виновных. В результате проверки причинно-следственных связей заболевания Яны Яцынович эпилепсией с нанесением ей ударов по голове не установили. Не отыскали при этом и виновных.

Рассказывает Яна Яцынович:

“В тот злополучный день мы с подругой Дашей гуляли в Парке Челюскинцев и вдруг услышали шум и крики. Мы вышли на проспект, чтобы посмотреть, что там происходит. Увидев десятки людей, поняли, что это какой-то митинг. Решили, что отсюда надо уходить, потому что, как сказала мне Даша, могут быть задержания.

Ближайшая станция метро не работала, и мы двинулись в сторону площади Якуба Коласа. Но проход в ту сторону был перекрыт сотрудниками милиции, которые потребовали паспорта, которых у нас с собой не было. Нас дальше не пропустили, и мы вернулись к площади Калинина, стали думать, как выбраться отсюда.

Неожиданно к нам подошли два сотрудника милиции, один из которых схватил Дашу, а второй вцепился мне в плечо. Я спросила: «Куда и почему вы нас тащите?»

«Я упиралась ногами, кричала, тогда другой милиционер схватил меня за волосы и затащил в обычный автобус зеленого цвета. Он же уже в автобусе нанес мне несколько сильных ударов кулаком в область затылка, после чего стал осматривать мои вещи, лазил по карманам, раскрыл рюкзак.

В салоне, где уже находилось несколько человек, мы просидели около часа.

Всего в ходе акции 25 марта в Минске были задержаны около 700 человек, которых доставляли в разные районные отделения милиции. Большую часть людей освободили в течение или после трех часов задержания. При задержании участников применялась спецтехника: автозаки, микроавтобусы и автобусы. Также на проспекте дежурила четыре водомета и машины со звукоусиливающей аппаратурой. При задержании нередко применялась грубая физическая сила.

(Из отчета по мониторингу акции «День Воли» в Минске 25 марта)

Впоследствии несколько десятков задержанных отвезли в Заводское РУВД, вывели из автобуса и выстроили во дворе возле кирпичной стены в одну шеренгу. При этом личные вещи были изъяты и сложены в целлофановый мешок.

Рассказывает Яна Яцынович:

«Мне было очень страшно, так как в такой ситуации я оказалась впервые.

Меня, шестнадцатилетнюю, больше всего поразило то, что люди стояли лицом к стене с руками за спиной, как будто на расстреле. Многие были в майках, рубашках, а в это время шёл мокрый снег и было очень холодно».

«Нас, детей и несовершеннолетних, отвели в здание РУВД первыми. Там, внутри помещения, я увидела мужчину с окровавленным лицом, с гематомой под глазом, кажется, у него был сломан нос»

В кабинете на первом этаже Яну стали спрашивать паспортные данные, пробили по базе правонарушений, а затем отправили под конвоем на второй этаж. Там девушка увидела свою подругу Дашу и Артёма, с которым они успели познакомится в автобусе.

Артём рассказал, что омоновцы задержали его за зеленый цвет волос и тащили в автобус по земле в наручниках. Яну хотели допросить без родителей, долго уговаривали, но она время отказывалась и просила вызвать маму.

Потом, когда в отделение милиции приехала мать Яны, ей стали говорить, что дочь размахивала руками, выкрикивала какие-то лозунги, а в руках держала флаг. Яна призналась, что её били, и сообщила, что лозунгов не кричала, а просто пыталась уйти с места скопления людей.

Примерно в 18 часов Яну отпустили домой.

А уже через неделю у девушки начались ужасные головные боли, рвота и тошнота, а однажды, идя на кухню, у Яны резко потемнело в глазах, и она упала.

Яна сразу обратилась в Молодечненскую детскую поликлинику, где прошла амбулаторное, а затем и стационарное лечение. Но проблемы со здоровьем лишь усиливались, судорожные приступы стали более частыми. Пришлось лечиться и в Молодечненской центральной и в Минской областной детской больницах.

Специалисты проводили различные исследования, разбираясь в последствиях черепно-мозговой травмы.

После обследований, проведенных специалистами РНПЦ неврологии и нейрохирургии и РНПЦ психического здоровья, было установлено, что у Яны Яцынович развилась эпилепсия.

«Многие врачи говорили, что моё состояние и частые приступы напрямую связаны с травмой головы», - расказывает Яна.

Лишь через год, а точнее 30 марта 2018 года, родители Яны, видимо осознав, что у ребёнка из-за травмы развилось серьёзное заболевание, написали заявление в Следственный комитет, была назначена судебно-медицинская экспертиза, истребованы медицинские карточки и истории болезни, проводились другие следственные действия.

Так, например, на запрос следователя, сотрудники Заводского РУВД Минска, сообщили, что 25 марта 2017 года Яцынович была доставлена для разбирательства в РУВД. 28 марта в отношении неё было вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

При этом, в материалах административного производства отсутствуют точные сведения о сотрудниках, осуществлявших задержание Яцынович… Согласно ответа ОМОН ГУВД Мингорисполкома сведения о том, кто проводил задержание Яны Яцынович, также отсуствуют.

По итогам проведенной проверки следователь Первомайского районного отдела Следственного комитета Р. Самотёсов вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела па статье 426 УК РБ («Превышение власти или служебных полномочий») по заявлению потерпевшей девушки.

А в заключении судебно-медицинской экспертизы указано, что “при судебно-медицинском обследовании 20 июня 2018 года каких-либо телесных повреждений на кожных покровах и видимых участках слизистых оболочек не обнаружено”.

Но ведь какие видимые повреждения могут быть обнаружены по истечении полутора лет?

Казалось бы, прошло слишком много время, детали задержания и лиц, причастных к избиению девушки установить очень сложно, но вдруг Яна вспомнила, что в тот злополучный день она успела заснять на телефон момент своего задержания… При изъятии телефона в Заводском РУВД эту видеозапись не нашли, так как Яна успела переслать её знакомой через социальные сети. Оставалось лишь отыскать знакомую, у которой сохранился пересланный файл.

На видео видны момент задержания и изображение одного из омоновцев, которого «безуспешно» старались установить следователи. Кстати, в репортаже телеканала БелСАТ о разгоне участников Дня воли в 2017 году также запечатлён момент грубого задержания подруг Яны и Даши омоновцами.

С помощью правозащитников «Весны» Яна Яцынович подготовила соответствующую жалобу в прокуратуру Первомайского района Минска, в которой просит провести проверку и отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Избиение задержанного сотрудником милиции – это должностное преступление

Превышение власти или служебных полномочий - умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан, либо государственным или общественным интересам.

Умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.