Мультимедийный проект #БезПраваНаРасправу является частью деятельности Правозащитного центра “Весна” по выявлению случаев пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания со стороны органов власти и других государственных структур.
К таким случаям правозащитники относят и принудительное помещение лиц, страдающих алкогольной или иной зависимостью, в лечебно-трудовые профилактории. Проект #БезПраваНаРасправу призван сломать стену молчания, страха и беззакония и показать,что пыткам и жестоким видам обращения можно и нужно противостоять.
Среди наиболее частых вопросов, с которыми граждане обращаются в Правозащитный центр “Весна”, можно отметить те, которые связаны с деятельностью в Беларуси лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), условиями помещения туда людей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью, спецификой их лечения и реабилитации.
Согласно Закону, медико-социальная реадаптация граждан, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях, включает:
Не подлежат направлению в лечебно-трудовые профилактории:
Перечень заболеваний, препятствующих направлению лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду в ЛТП, утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь. В списке более 30-ти пунктов. Среди низ психические и сердечно-сосудистые заболевания, туберкулезы, заболевания глаз и эндокринной системы, ВИЧ-инфекция и другие. С полным списком таких заболеваний можно ознакомиться по ссылке.
Одна их функций системы лечебно-трудовых профилакториев – медико-социальная реадаптация граждан. Каким образом это достигается?
Во-первых, обязательное привлечение пациентов к труду. Нередко это фактически каторжные работы, с минимальной оплатой, которая не удовлетворяет даже малейшие потребности человека.
Во-вторых, оказание медицинской и психологической помощи, как правило – добровольно.
Ну и далее – обеспечение лекарственными средствами, профессиональная ориентация и переподготовка, восстановление и поддержание родственных связей и воспитательное воздействие.
Но выполняет ли система ЛТП возложенные на неё функции?
По статистике, полная или частичная ремиссия у пациентов ЛТП (отказ от пьянства хотя бы на срок от двух пяти лет), наблюдается па разным данным от 5 до 15 процентов граждан. Более 50% «излечившихся» возвращается снова в стены белорусских «профилакториев». Даже сами врачи признают, что процент излечения невысок: перестают пить после отбытия срока всего 5 %. Известны случаи пребывания на принудительном лечении по 10 и более раз.
Стоит упомянуть о готовящихся изменениях в закон «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них». Поправки депутатский корпус планирует рассмотреть в первом чтении уже на предстоящей весенней сессии, сообщил БЕЛТА член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Александр Данченко:
«Для граждан, которые направлялись в ЛТП три и более раз, минимальный срок нахождения в таких учреждениях могут увеличить по решению суда с одного года до двух».
Житель Бобруйска Андрей Рябов трижды помещался в лечебно-трудовые профилактории. С 2012 по 2014 года находился на «излечении» в Светлогорском ЛТП №1. Он поделился с правозащитниками своими личными впечатлениями об качестве и уровне медицинского лечения.
«Лечения никакого нету. Если тебе высылают необходимые лекарства – это нормально, а если нет – то ничего и нет. Ну, анальгин там, но-шпу давали, а людям, которые склонны к эпилепсии, ещё какие-то таблеточки дают специальные. А остальным – самоваренная какая-то ромашка. Я говорю: – Это что такое за лекарство и вообще для чего оно?
– Это курс лечения, который ты должен пройти. Три раза по 15-20 дней, это значит три курса. Прошел курс – значит, ты уже здоровый.
А вот как описывает медицинское обслуживание Оксана И., которая находилась на принудительном лечении в одном из женских ЛТП (На территории Беларуси функционирует восемь ЛТП, три их них женских):
Лечения от алкоголизма никакого не проводится, только в первые три дня содержания выдают одно драже аскорбиновой кислоты и две таблетки валерианы. Да ещё чай ромашковый. При поступлении всех проверяют на педикулез и чесотку, никакого другого медицинского обследования не проводится. Был случай, когда помещенная в ЛТП в состоянии алкогольного опьянения впоследствии помешалась умом.
В ЛТП был терапевт, зубной врач, три медсестры, иногда был психолог. Врачебная помощь обычно заключается в выдаче таблетки анальгина.
Санитарно-гигиенические средства не предоставляются, надо покупать за свои деньги.
«Случается, что трехъярусные кровати не позволяют оказывать необходимую медицинскую помощь: был случай, когда у одной из женщин был приступ эпилепсии, а медработник не смогла забраться к ней на третий ярус».
Вспоминает бывший пациент ЛТП Сергей Мацкойць:
«Лечения от алкоголизма нет никакого. В санчасти - анальгин, аспирин, йод. За время моего пребывания в ЛТП выявилось 2 случая открытой формы туберкулеза. Правда, затем этих людей отпустили домой».
Но не всегда пребывание в ЛТП заканчивается для пациентов благополучно. Иногда отсутствие надлежащей медицинской помощи или поздняя реакция на болезнь приводит к летальным случаям.
Полностью видеосюжет «ЛТП в Беларуси (лечение и питание)» по ссылке. Автор: Руслан Киселёв.
Недавно в общественную приемную Правозащитного центра «Вясна» обратился 24-летний житель Минска Игорь Киселев. Он был встревожен тем, что в суде рассматривается вопрос о его направлении на принудительное лечение в ЛТП.
Как рассказал молодой человек, две медицинские комиссии, необходимые для принятия решения о направлении в ЛТП, были проведены с нарушениями, а его подпись под документами был подделана под принуждением участкового инспектора. Также молодой человек рассказал, что страдает заболеваниями сердца, что должно являться препятствием для направления в ЛТП. Поэтому на судебном заседании 16 марта он заявил ходатайство о том, чтобы медицинские справки, которые бы это подтверждали, были присоединены к делу.
19 марта суд Фрунзенского района Минска после рассмотрения письменных материалов дела пришёл к выводу, что врожденный порок сердца – не препятствие для направления в ЛТП. Такой причиной мог бы быть порок сердечных клапанов с нарушением кровообращения 2 и 3 степени.
Тогда Игорь Киселев заявил ходатайство о присоединении еще одного медицинского документа: справки из психиатрического диспансера, согласно которой он страдает одним из видов психического заболевания.
В своем последнем слове Игорь Киселев обратил внимание на то, что два медицинских осмотра (что является условием для дальнейшего направления в ЛТП) прошли с нарушениями:
«Ни первая, ни вторая медицинские комиссии почему-то не указали мой психиатрический диагноз и то, что я нахожусь на учете более года. Я прошу высокий суд дать мне последний шанс, я не собираюсь употреблять алкоголь и хочу быть добропорядочным гражданином».
Суд принял во внимание наличие у молодого человека психического заболевания, а также тот факт, что Киселев участвует в содержании родителей и несовершеннолетних брата и сестры. Кроме того, суд отметил, что первичный медицинский осмотр от 23 апреля 2019 года был проведен с нарушениями, а именно: в неполном составе.
В итоге суд суд Фрунзенского района Минска вынес решение
«В заявлении о направлении в ЛТП Игоря Киселева Фрунзенскому РОВД – отказать».
Региональный представитель Правозащитного центра «Весна» в Светлогорске Елена Маслюкова выразила свое отношение к существованию в этом городе лечебно-трудового профилактория:
«Статьей 8 Международного пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что никто не должен принуждаться к принудительному и обязательному труду, кроме работ в виде наказания по приговору суда за совершение преступления. Но то, что происходит в системе ЛТП в нашей стране - это фактически каторжные работы, с минимальной оплатой, которая не удовлетворяет даже малейшие потребности человека. Причем, людей принуждают к их выполнению не в качестве наказания за какое-то преступление или нарушение.
За те нарушения, которые они совершили в состоянии алкогольного опьянения, они уже понесли ответственность, предусмотренную административным кодексом - штрафы, либо аресты. И получается, что их заново за то же наказывают, причем длительным ограничением свободы и принудительными работами, называя это лечением.
С точки зрения прав человека - это недопустимо. А в Светлогорском ЛТП №1 это все делается с особо жестоким режимом, потому что этот ЛПП считается показательным в системе этих учреждений Беларуси. Мы намерены обратиться к администрации ЛТП, или, если потребуется, в Департамент исполнения наказаний МВД, чтобы облегчить условия пребывания людей в Светлогорском ЛТП».